Riddle HQ

Настал момент, когда перестали устраивать возможности старой AGFA ePhoto 307. Пришло время задуматься об "апгрейде". Не нравились по сути две вещи: низкое разрешение и большие потери при сжатии JPEG. Поэтому от новой камеры хотелось прежде всего разрешения не ниже 1280x960, возможности выбора качества сжатия JPEG, ну и оптического зума заодно.

После предварительной оценки по критерию цена/качество остались следующие варианты: Fujifilm Finepix 1400, Kodak DC-240, Olympus C-960Z и Olympus C-990Z. От Finepix пришлось отказаться из-за отсутствия RS-232. Примеры снимков, полученные DC-240 часто оказывались розовее оригинала, что также не устраивало.

Отличие C-960 от C-990 практически состоит только в разрешении CCD матрицы, но ее размер в обеих моделях 0.37", т.е. при плохой освещенности шум C-960 будет меньше. Опять же, при меньшем разрешении (1280x960 против 1600x1200) кадров во флэш влезает больше :-)

В общем, выбор был сделан: Olympus C-960Z.

Основные характеристики.

CCD (млн. пикселей) 1/2.7" (1.31)
Разрешение 1280x960 (SHQ, HQ); 640x480 (SQ)
Объектив (35-мм эквив.) 35-105, f/2.8-4.4
ISO Авто, 125, 250, 500
Выдержка, сек. 1/2-1/1000
Интерфейсы RS-232, PAL
Масса, г 270

Общие впечатления.

Первый восторг был от того, как выезжающий объектив "мешает" закрываться крышке :-) Закрывается она на самом деле в два этапа: сначала сдвигается до объектива, после чего он прячется обратно, затем закрывается окончательно. Пользоваться камерой оказалось достаточно просто и интуитивно понятно, поэтому ознакомление с документацией оставили "на потом".

В комплект поставки входит Olympus SmartMedia Flash Card объемом 8M. Число кадров зависит от характера снимаемой картинки и этого достаточно для как минимум 36 кадров в со средней степенью сжатия (HQ). Но при съемке с минимальным сжатием (SHQ) это число вдвое уменьшается и оказывается недостаточным. Поэтому в скором времени была приобретена еще одна флэш-карта на 32M или 73 кадра в режиме SHQ.

Что не нравится.

Необходимость открывать объектив для скачивания снимков. Раз уж камера понимает, что в нее воткнули RS-232 (перестает реагировать на кнопки, выключает LCD и пр.), то можно было бы сделать, чтобы и скачивать снимки можно было при закрытом объективе.

Во время складывания камеры без чехла в плотный карман иногда открывается крышка, предохраняющая флэш.

О настройках.

Днем в ясную погоду достаточно указать только Качество снимка, остальное камера с успехом сделает сама. К сожалению, день и ясная погода бывают далеко не всегда и тут зачастую автомат перестает справляться с возложенными на него задачами.

При искусственном освещении (от ламп накаливания или люминисцентном) Баланс белого желательно выставлять вручную.

Для съемки со вспышкой необходима Авто настройка Баланса белого, но цветопередача будет все равно хуже, чем без использования вспышки: общая беда большинства цифровиков.

Для съемки без вспышки в темное время суток скорее всего понадобится штатив или твердая поверхность. Возможности камеры ограничены максимальной выдержкой в 1/2 секунды, что не оставляет слишком большой свободы для маневра. В зависимости от желаемого результата может пригодиться ручная установка ISO. В этом случае ISO 125, например, заставит камеру увеличить выдержку, при этом получится более чистый снимок из-за уменьшения шума CCD матрицы. Полезной может оказаться функция Таймера, чтобы исключить "дрожание" камеры от нажатия на Затвор.

О шуме матрицы.

Воспользуемся предложенным способом его измерения. Установим ISO 125 и с закрытым объективом сделаем снимок в формате TIFF. При помощи инструмента Image/Levels из Adobe Photoshop уменьшим верхнюю границу "Input Levels":

В результате получим "увеличенный" портрет так называемых "hot pixels" - точек изображения, имеющих повышенную яркость при длительных выдержках.


Здесь и далее для получения кадра в натуральную величину просто нажмите [*]

Не следует путать "hot pixels", которые, увы, являются нормальным явлением во всех современных камерах, со "stuck pixels" - "сбойными пикселями", которые получаются ярче, чем окружающие в широком диапазоне выдержек (иногда и при действительно коротких выдержках, порядка 1/100-1/1000 сек.). К счастью, таких пикселей этот экземпляр камеры не имеет :-)

О динамическом диапазоне.

Этим числом измеряется разность между абсолютно отражающей и поглощающей поверхностями. Максимально возможное значение принято считать равным 4,0D. Для негативной фотопленки оно колеблется от 2,2D до 2,8D, для фотобумаги - от 1,8D до 2,2D.

Теоретический предел, определяемый разрядностью АЦП, для 24-битной цифровой камеры составляет 2,4D.

По поводу этого параметра производители цифровых камер по сей день предпочитают скромно умалчивать. Одна из причин в том, что в тенях повышаются шумы CCD матрицы, что приводит к необходимости оптимизировать баланс между шумами и динамическим диапазоном. Конечно, не в пользу последнего. Косвенно повлиять на динамический диапазон можно через уменьшение яркости изображения, поскольку расширить диапазон воспроизводимых яркостей за счет светов не удастся - там просто нет деталей, отличных от белого цвета. Это связано с конструктивными особенностями CCD матрицы, предотвращающими силовой пробой ее элементов при превышении определенного порога освещенности.

Тем не менее, для измерения динамического диапазона не нужно иметь ничего, кроме цифровой камеры. Воспользуемся способом, опубликованным в журнале "FOTO & VIDEO" 08'2000, модифицированным под особенности данной камеры. В итоге получается 1,7D +/- 0,12D, что немного проигрывает средней фотобумаге.

О результатах.

И все же, не смотря на приведенные выше критические замечания, камера способна справиться с достаточно сложными композициями.

Рассмотрим некоторые примеры:


[*]

ноябрь 2001

Бродячая Камера    IB/NEWS 


Rambler's Top100
07.08.2005 Список радиостанций Санкт-Петербурга и других городов можно увидеть здесь

27.03.2005 Новый дизайн сайта
[...]
 
Home Copyright (C) 1998-2017 Vitaly Lunyov